В композиции такого многочастного цикла раскрывался единый мир, представленный с разных сторон, причем это единство проступало в разнообразии множества. Старинная циклическая композиция вместе с тем имела свои центры, где получали концентрированное выражение определенные стороны широкой картины мира, развернутой в движении относительно обособленных номеров. Так, пользуясь определениями Т. Н. Ливановой, можно говорить о центре тяжести и лирическом центре композиции. Сразу оговорим, что простым воспроизведением старинного цикла симфония Щедрина отнюдь не является. Она использует его некоторые принципы, в чем-то ему родственна. В то же время она существенно от него отличается, поскольку связи с симфоническим циклом классического образца полностью не утеряны и просто отринуть опыт почти 200-летнего развития симфонии оказалось невозможным. Нет времени следить за ремонтом объекта? - воспользуйтесь услугой строительный контроль.
Подобно баховским циклам, симфония Щедрина представляет последование сравнительно обособленных номеров (прелюдий), где каждый воплощает какую-то деталь полотна, сотканного по замыслу композитора из звучаний мира и войны. Каждое из таких состояний выражено кратко, порой предельно афористично, одним рельефным штрихом. Впрочем, протяженность прелюдий оказывается неодинаковой - наряду с прелюдиями-афоризмами немало и достаточно пространных. Но общая тенденция к сжатию выражена достаточно ясно. И может быть ярче всего такое сжатие сказалось в приемах наложения соседних прелюдий, когда последующая вступает еще до того, как прежняя пришла к завершению (в этом можно усмотреть отражение кинематографического приема «наплыва»).
У Щедрина также проявилась тенденция связывать соседние номера в группы, раскрывающие грани в круге родственных образов. Но группы эти соответствуют частям традиционного симфонического цикла - сонатному allegro, скерцо, Adagio и финалу. В итоге возникло своеобразное совмещение принципов классической и доклассической композиций инструментального цикла.