Под видимой оболочкой буржуазного благополучия скрывается быт с интригами, с легкомысленностью венцев, которые, казалось бы, по-старовенски респектабельны. Не поверишь, что либретто «Летучей мыши» опирается на сюжет малозначительной французской комедии. В то же время вальсы, польки, кадрили, чардаши, снова вальсы и канкан - все выражает музыку Европы того времени, теряя черты, хотя вся музыка до корня национальна.
В этом смысле характерен финал второго акта, который в некоторых постановках наших театров обретает открыто мюзик-холльные черты. Он, как правило, оторван от действия. На самом же деле - это праздник венской музыки, развивающийся на фоне быстротечной интриги, праздник не только музыки, но и полнокровной жизни, подсмотренной ироничным и, конечно же, влюбленным взором вдохновенного венского музыканта. А в большинстве опереточных театров бал второго акта, происходящий в доме князя Орловского (оперетта не может расстаться с русскими именами!), трактуется вне среды и эпохи. Интерес опереточных театров к «Летучей мыши» естествен и закономерен. Тем важнее при сценическом осуществлении все элементы постановки подчинить верному и чуткому раскрытию ее пленительной музыки и кружевного сюжета. Узнайте где роза в колбе купить.
Попутно следует напомнить, что, наряду с «Летучей мышью», у Штрауса есть еще одно, поистине замечательное произведение, которое, однако, можно увидеть и услышать лишь на подмостках оперных театров, опереточные же проходят мимо него. Это - «Цыганский барон» .
Продолжая наш экскурс, мы, конечно, обратимся к «Нитуш» . Ф. Эрве. Когда-то эта оперетта (она написана для знаменитой французской артистки Анны Жюдик) не сходила со сцены. В ней блистали лучшие актрисы опереточного жанра в нашей стране. В 40-х годах ее поставил Театр имени Евг. Вахтангова, и блеск этой постановки привлек всеобщее внимание, хотя музыкальные возможности оперетты были в том спектакле использованы не полностью.