Рассказ о девушке, воспитавшейся в монастыре, об органисте, который потихоньку сочиняет опереточную музыку, о том, как оба они покидают монастырские стены, чтобы попробовать себя в веселом искусстве оперетты--таков нехитрый сюжет «Нитуш». Образ центральной героини требует высокой и органичной комедийно-синтетической техники актрисы. Сюжет здесь увлекателен, и он не стареет. Музыка допускает стилистически однородные привнесения, так как по характеру своему «Нитуш» дает основание для дополнительных певческих и танцевальных эпизодов, здесь допустим так называемый «разнохарактерный дивертисмент». Но главное заключено в широчайших актерских возможностях для раскраски затейливой интриги произведения, которое по драматургической основе принадлежит к числу наиболее ярких музыкальных комедий. Возможно вам понадобятся жироуловители.
Разговор мол-сет продолжаться и дальше, так как богатства опереточной классики безгранично широки. «Боккаччо» Ф. Зуппе- талантливый и умный памфлет на филистеров, развивающийся на широкой лирической основе. Это одно из самых талантливых сочинений Зуппе. «Ночь в Венеции» Штрауса - поэма о молодой любви и о дряхлости, которая не может примириться с тем, что юное тянется к юному. (Поразительна нечуткость иных опереточных деятелей к идее и духу произведений классиков: «Ночь в Венеции» ныне идет в литературном варианте либретто, совершенно исказившем замысел Штрауса и его либреттистов. Этот вариант возник в Венгрии, где, по-видимому, вульгарно-социологические тенденции, как некогда у нас, порой проникают в театр и вызывают нестерпимое желание во что бы то ни стало «улучшить» классику.) «Маскотта» Э. Одрана - произведение, когда-то не сходившее со сцены в России и шедшее с большим успехом и в советские годы. Здесь снова романтика любви простых сердец и сатира на властителей. Заново прочтенное, это произведение, несомненно, зазвучит на нашей сцене. «Корневильские колокола» Р. Планкета,. «День и ночь» и «Жирофле-Жирофля» Ш. Лекока. Его же «Зеленый остров». И, конечно, «Орфей в аду», «Прекрасная Елена»„ «Синяя Борода» Ж. Оффенбаха...