Сейчас, когда позади многое, что толкало наш опереточный театр в объятия штампов, следует обратиться к лучшему из того, что создано неовенской школой, и творчески поглядеть на него свежими очами. Но для этого нужно прочитать эти произведения заново, создать талантливое, современное сценическое истолкование. Таким образом, спор о неовенской школе должен перейти со страниц газет и журналов на сценические подмостки.
Еще один выдвинутый жизнью вопрос - оперетта и мюзикл. Подобно тому как опереточный жанр в свое время претерпевал серьезные изменения (сравним, например, Оффенбаха и Штрауса), так и в наше время происходит движение жанра.
Американская оперетта в своем истолковании жанра шла собственными путями (я имею в виду, конечно, лучшее, что ею создано). Но и Оффенбах во Франции, и Зуппе в Австрии, и Салливен в Англии тоже шли своими путями, отражавшими национальную природу их творчества. Особенности строя сюжетов и музыкальной драматургии, джазовая структура оркестра, своеобразие ансамблей, свой подход к проблеме вокализации, наконец, опора на народный, в частности негритянский мелос, - это все /проявления национальной природы американского мюзикла. И в этом его привлекательная черта. Возможно вам понадобится база данных онлайн.
Мюзикл (опять говорю о лучших образцах) чаще всего обращается к высоким первоисточникам, по-своему истолковывая их. Поэтому новый облик приобретают конфликты, навеянные Шекспиром, Диккенсом, Шоу... Это неотъемлемое право музыкально-комедийного театра, его, так сказать, исторически завоеванная привилегия. И не случайно я напоминал выше о том же, основываясь на опыте европейских опереточных школ. Но мюзикл действует смелее. Он не обращает повесть о современных Ромео и Джульетте в спектакль с веселым концом, где Ромео и Джульетта идут под венец, а Монтекки с Капулети единой, дружной семьей ведут беспечный хоровод. Мюзикл преобразует старинный сюжет на современной основе, сохраняя драматизм темы. И любовь, осложненная ныне расовыми предрассудками, закономерно приводит героев к трагическому финалу. Трагедия остается трагедией. Так мюзикл властно расширяет рамки жанра, привыкшего к комедийному разрешению лирического конфликта.