«Вестсайдская история» Бернстайна лишена компромиссов, диктуемых традицией оперетты как - обязательно - вида легкой комедии. Но «Вестсайдская история», нужно думать, будет все же исключением из общего правила - мюзикл вряд ли обратится в род музыкальной драмы. Хочется при этом напомнить, что в начале 50-х годов произведение советского композитора Г. Свиридова «Огоньки» тоже трактовало серьезную тему - эпизод из истории революционного движения в России, не облегчая ее во имя канонов жанра. И было это до того, как мы узнали о «Вестсайдской истории». А затем Одесский театр оперетты выступил с интересным произведением О. Сандлера «На рассвете», пускай еще несовершенным, и попытался всерьез, не отказываясь от острых буффонно-сатирических акцентов, рассказать об одесском подполье времен гражданской войны.
Оперетта у нас давно уже добивается права высказываться в нужных случаях с полной серьезностью, которой требует искусство правды. По всей видимости, советский опереточный театр и впредь не откажется в своих спектаклях от первенствующей роли комедийного начала, но одновременно научится совмещать это начало с вполне серьезным разговором о важных вещах. Кстати, история лучшего, что создано в оперетте у нас, доказывает это с явной очевидностью. Возможно вам понадобятся звездное небо натяжные потолки.
Вот почему мюзикл в его наиболее значительных проявлениях законно вызывает интерес у нашего опереточного театра. Конечно, при этом нужно иметь в виду, что привычные приемы трактовки сюжетов, неизжитое «кое-как» в разработке характеров здесь приведут к прямому поражению. Нынешняя молодая режиссура и новое поколение опереточных актеров доказывают, что имеют право на большое искусство. Так не будем воздвигать на их пути заграждений, утверждая, что мюзикл якобы не имеет касательства к опереточному театру. Имеет!
Опереточное творчество, бесспорно, одержало важную победу: оно определило наиболее существенные и перспективные черты нашего музыкально-комедийного театра. Оно решительно изменило облик его. Произошли кардинальные сдвиги. Вначале они определялись благодаря сознательной ставке на классический репертуар, от которого театр оперетты с большим для себя уроном отвык. А далее стал возникать советский репертуар. И последний фактор оказался, как и следовало ожидать, решающим.