Борьбе за высокое качество угрожают бюрократы. Это особенно заметно в Европе, где стандарт качества ISO 9000 стал чем-то вроде Священного Писания. Верх бюрократического вздора! В чем проблема? Ричард Бьютоу, директор по вопросам корпоративного качества компании Motorola, выражается по этому поводу предельно четко: «При использовании стандарта качества ISO 9000 вы вполне можете получить ужасные процессы и продукты. Вы можете, например, сертифицировать производителя, который выпускает спасательные жилеты из бетона, если они изготовлены в полном соответствии с задокументированными процедурами и компания-изготовитель строго следует инструкциям, как подавать рекламацию на выявленные дефекты. Полный абсурд!» Воистину так!
Терри Нейлл, глава подразделения Andersen Consulting, занимающегося вопросами «мировой практики смены руководства», подытожил результаты внутрикорпоративного исследования, которое указывает на «смерть в результате реализации тысячи инициатив» как главную причину неудачи корпоративных усилий, направленных на обновление. Наделение рядовых работников властными полномочиями во вторник, комплексное управление качеством в среду, реинжиниринг в четверг, обучающая организация в пятницу: все эти инновации сами по себе важны, но когда ими выстреливают в персонал так, словно при подаче мяча в пинг-понге, они буквально подавляют и запутывают людей, безнадежно размывая при этом фокусную точку организации. Возможно вам понадобятся золотые серьги.
Что можно предложить взамен? Доминирующую, мобильную, относительно свободную картину того, в каком направлении движется фирма, и последовательное внедрение в этих рамках соответствующих перемен.