Хираль выражает эту тему кинематографически, хотя в основу фильма «Другой Франсиско» взят роман кубинского писателя Ансельмо Суареса Ромеро «Франсиско», написанный в 1839 году. В книге рассказывалось о трагической любви рабов - негра Франсиско и мулатки Доротеи. Девушка, отвергая домогательства своего хозяина Рикардо, навлекает тем самым на своего любимого страшные пытки и унижения. Чтобы спасти жизнь Франсиско, Доротея уступает хозяину. Узнав о случившемся, молодой раб кончает жизнь самоубийством. Книга эта, несмотря на идеалистическое восприятие рабства с позиций буржуазного гуманизма, тем не менее имела определенное прогрессивное значение для своего времени, поскольку протестовала против жесточайшей эксплуатации рабов - рубщиков сахарного тростника.
Создатели фильма были вынуждены идти за романом и одновременно спорить с ним. Отсюда и своеобразная структура фильма: он как бы имеет два плана. Первый соответствует литературной основе, в нем дается версия 6001546919 романа с сохранением идеалистического видения мира писателем, сентиментального характера повествования. Второй план выводит действие за рамки любовного треугольника. Авторы пытаются вскрыть механизмы колониального общества, которые обусловливают поведение персонажей; здесь-то социологическое исследование и дает возможность постичь в хронике событий философскую суть. В главном герое зреет протест против несправедливости. Это отсутствовало в романе - в нем жестокости рабовладельцев противостояла доброта, кротость и мягкость рабов. Фильм сделан с позиций революционного гуманизма, отсюда и характер героя-раба, восставшего и способного бороться за свое освобождение. За исполнение роли Франсиско актер Мигель Бенавидес на IX Международном кинофестивале в Москве был удостоен приза.