Термин «абстрактное искусство» используется для обозначения всех проявлений пластико-графического искусства, которое исключило, начиная с первого десятилетия XX в., всякое отображение предметного мира в узнаваемых формах.
Выход на уровень формы был обеспечен подго- Подготовка товкой на теоретическом уровне, краеугольный теоретическая камень которой был заложен трудами швейцар- и практическая с ко го историка искусства Генриха Вёльфлина (1864—1945) и американского ученого Бернарда Бернсона (1865—1959), а также немецкого философа Вильгельма Р. Воррингера, опубликовавшего в 1908 г. свое эссе «Абстракция и выражение». Хотите работать мастером маникюра? Закажите сертификат маникюрщика и не тратьте время на курсы.
Что касается конкретной продукции художественного творчества, то в ее отдельных образцах уже начиная с 1880-х годах присутствовал акцент на структурных компонентах пластического и живописного языка. Этот процесс шел по нарастающей с течениями, пришедшими на смену импрессионизму: дивизионизм, символизм, модерн, фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм. Распространение механических средств воспроизведения образов (фотография и кино) обусловило принятие живописцами формул, дающих возможность выявить особенные качества художественного процесса, не доступные никакому механическому процессу.
Художником, открывшим и теоретически обосновавшим пути абстрактной живописи, стал В. Кандинский. Однако близкие идеи беспредметного искусства параллельно с ним, в те же 1909—1913 гг., развивали во Франции Р. Делонэ, уже в 1912 г. написавший свою картину Симультанные диски, а прежде всего на родине Кандинского, в России, где появился лучизм. Сходные процессы происходили в Соединенных Штатах, где возник синхронизм, и в Англии с появлением течения вортицизм.